Новости:

Друзья!
Мы переехали на новый сервер, если возникнут какие-то сложности пишите в теме или в группах.
Многим придется заново ввести пароли. Если не помните его, можно всегда подсмотреть его в браузере. Если с этим возникнут сложности, пишите мне (Asio Otus) в личку в группах, либо на почту.

группа вконтакте - группа в одноклассниках - группа в майлру -

группа в фейсбуке - группа в гугол+

Главная » Бонсай » Формирование бонсай » Японские стили бонсай

Японские стили бонсай

Дата статьи: 22.12.2007

Согласно многовековым японским традициям сложились определенные классические стили бонсай, ориентирующиеся на внешний вид естественно произрастающих деревьев. Разумеется, каждое растение обладает специфическими признаками, совокупность которых определяет его ярко выраженную индивидуальность. Благодаря именно этим качествам бонсай производит незабываемое впечатление.

Стили бонсай:

 

Классический вертикальный (токкан).

Классический стиль одиночного прямостоячего дерева с мощными, равномерно распределенными по сторонам корнями. Дерево имеет идеально прямой ствол, конусообразно сужающийся по направлению к вершине, четко различаются передняя и задняя стороны.

При рассмотрении миниатюрного деревца указанной формы спереди можно увидеть ветви, отходящие от ствола попеременно влево и вправо. Как правило, ветви растут горизонтально, несколько провисая. Самая нижняя ветвь должна быть и самой сильной, а ветви, следующие по направлению к верхушке, должны постепенно становиться все более тонкими.

Классический прямой стиль Токкан

Исходя из направления ствола миниатюрного деревца, различают «строго прямую форму» (токкан или chokkan), когда бонсай имеет идеально прямой ствол.

Данный стиль подходит для деревьев всех пород.

Свободный стиль моеги

Также имеется «свободная вертикальная форма» (моёги, татики), при которой ствол изменяет несколько раз направление роста, т.е. совершает своего рода «движения». Данный стиль характерен, в основном, для различных видов хвойных растений.

Метлообразная форма, хокидати.

Метлообразный стиль хокидатиВ безлиственном состоянии кроны бонсай с метлообразной формой выглядят очень филигранно и имеют графический эффект. В подавляющем большинстве случаев для этого стиля используются вязы. Ветви выходят из одной центральной точки ствола и равномерно расходятся во все стороны. Даже корни горизонтально расходятся во все стороны. При метлообразной форме не образуется какой-то одной доминантной ветви, напротив, все скелетные ветви имеют примерно одинаковую толщину. По мере роста и развития деревца иногда случается так, что отдельные ветви становятся толще остальных и начинают доминировать. Такие ветви необходимо сильно укоротить или вырезать совсем.

Классический вариант бонсай формируется в результате прищипки верхушечного побега на 1/3 общей высоты ствола. Когда пробуждаются почки, образуется У-образная форма кроны. В дальнейшем ветви прищипываются, что и создает искомую форму кроны. Для данного стиля наиболее пригодны лиственные виды деревьев, имеющие в природе раскидистую, широкую крону.

Раздвоенный ствол, сокан.

Стиль сдвоенного ствола сокан

Форму с раздвоенным стволом можно вырастить как из одного корня, так и из двух отдельных корней. При выборе растений очень хорошо, если используется одно более сильное и одно более слабое растение. Благодаря этому бонсай с раздвоенным стволом получается более гармоничными. Форма с раздвоенным стволом далеко не всегда должна быть строго вертикальной. Она может быть также и слегка наклонной.

Плотообразная форма, икадабуки.

Плотобразный стиль Икадабуки

Плотообразная форма встречается в коллекциях бонсай редко. Ее формируют из односторонне растущего дерева, которое располагают горизонтально на почве и заново укореняют. Благодаря этому часть ветвей деревца располагается почти вертикально и по истечении нескольких лет образует множество стволов. Для формирования бонсай этого стиля используют исходные растения, у которых с одной стороны располагается много ветвей. Позднее из них образуются стволы. Ненужные ветви с противоположной стороны вырезаются прямо у ствола. По всей длине ствола со стороны срезанных ветвей делаются неглубокие насечки, чтобы ускорить образование новых корней. Затем с помощью полосок ткани или лыка растение вдавливают в почву и фиксируют в таком положении.

Укладываем дерево

 

В контейнер помещают растение горизонтально.

С одной стороны ветви полностью вырезаются и на коре делаются насечки.

 

Ствол закрепляется лентами

С помощью полосок ткани ствол закрепляется в плошке до тех пор, пока он не укоренится

Многоствольная форма, кабудати.

Многоствольный стиль кабудати

Аналогично плотообразной форме у бонсай этого стиля многочисленные стволы отходят от одного корня.

При этом основная форма может быть строго вертикальной, наклонной или согнутой ветром.

Лесной стиль, ёсе-уэ.

Лесной стиль ёсе-уэ

Многоствольный стиль, имитирующий миниатюрный лес.

Деревья (нечетное количество) должны быть разными по высоте. Для усиления перспективы задние деревья с густыми нижними ветвями и плотной кроной размещают более компактно, у передних оставляют открытые стволы с разреженной кроной.

Главное дерево сажают впереди, по обе стороны и немного позади от него располагают два других высоких дерева.

Неровный рельеф поверхности почвы, камни, дополнительные низкорослые растения делают композицию более естественной.

Полукаскадная форма, хан-кенгай.

Полукаскадный стиль хан-кенгай

Исконная природная форма полукаскада встречается у деревьев в горах, растущих на наклонном основании.

При формировании полукаскадной формы самая нижняя ветвь бонсай не должна доходить до нижней кромки контейнера (плошки).

В качестве контейнеров используют плошки средней высоты круглой, квадратной или шестиугольной формы.

Каскадная форма, кенгай.

Каскадный стиль кенгай

Каскадные формы деревьев встречаются в природе на крутых обрывах и отвесных скалах.

Они очень глубоко укореняются в скальных породах и растут вниз, свисая со скалистого грунта.

Чтобы бонсай с каскадной формой выглядели эффектно, их располагают на специальных высоких столиках.

Литературная форма, бундзиндзи.

Литературный стиль бундзиндзи

Очень своеобразная форма с частыми изгибами и оборотами ствола и слегка наклонной обшей линией ствола.

Очень часто бонсай этого стиля формируют из хвойных пород деревьев.

В качестве исходного материала используют густоветвистые до самой земли деревца, нижнюю часть ствола которых полностью оголяют от веток.

Обязательным условием является молодая, растущая вверх ствольная часть на очень мощном старом основании ствола.

Верхушка растения должна быть хорошо сформирована. Часть ветвей должна располагаться уступами, примерно от 3 до 7.

Согнутая ветром, фукинагаши.

стиль согнутая ветром фукинагаши

Обозначение этой формы не нуждается ни в каких пояснениях.

Великолепный наглядный материал можно найти на морском берегу, где ветры и бури всегда дуют с одной стороны, благодаря чему растущие там деревья приобретают согнутую ветром форму.

Наклонный ствол, сякан.

Наклонный стиль сякан

Форма, часто встречающаяся в коллекциях бонсай.

Сформировать бонсай этого стиля можно практически из всех пород деревьев.

Это могут быть бонсай как с тонкими, так и с очень толстыми и мощными стволами.

По возможности должна быть четко видна часть корней, чтобы создавалось впечатление, будто дерево немного выворочено из земли ураганом.

Чтобы ориентироваться в формах и стилях, необходимо знать, из какой породы деревьев можно сформировать ту или иную форму. Например, из сосны с длинными иглами нельзя сформировать маленький бонсай, который был бы пропорциональным, то есть имел бы правильную пропорцию размеров самого деревца и его хвои. Это значит, что бонсай высотой 15 см с иглами длиной 8-10 см будет выглядеть непропорциональным. Существует большое количество форм и стилей бонсай, с которыми начинающему любителю не справиться. Поэтому целесообразно выбирать такие типовые формы, которые легко понять, но которые вместе с тем обладают огромным эстетическим воздействием. Это в первую очередь формы, растущие прямо или слегка наклонно или имеющие немного согнутый ветром облик.

За сложные, причудливые и сверхдинамичные формы новичку браться не стоит. Только после приобретения опыта и развития в себе чувства формы можно приступать к формированию бонсай сложных форм и стилей. Этот опыт приобретается не с помощью только специальных книг или журналов, он предполагает также и многолетнюю практическую тренировку на живом материале, поскольку научиться формировать бонсай можно только при помощи формирования бонсай.

 

 

В статье были использованы материалы:

Вернер Буш. Бонсай в нашем доме. Перевод с немецкого: С. И. Егорова Изд-во Интербук-бизнес,1998.

Вольфганг Кольхепп Бонсай из деревьев европейских лесов. Изд-во Кристина & К.

Франсиско Хавьер Алонсо де ла Пас. Бонсай. Большей aтлaс / Пер. с исп. — М БММ АО, 2001. — 192 с: ил

http://www.andyrutledge.com/book/contents/challenges.htm

Реклама на сайте:


© www.floralworld.ru 2006 — 2016 год Марина и Александр Митяевы  | Контакты | Каталог сайтов

При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна!

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Индекс Цитирования