Автор Тема: Есенинские края и Рязанская область  (Прочитано 9637 раз)

Оффлайн Anna.Rt

  • Цветочная Фея
  • *****
  • Спасибо
  • -Вы поблагодарили: 5578
  • -Вас поблагодарили: 6340
  • Сообщений: 2257
  • Пол: Женский
  • Будем на "ты" :)
Буду ждать , пещеры, мне интересно. Да можешь и старые фото показать , потом сравним  с современными.
Хорошо!

Раз уж заговорили о пещерах, то отмечу следующее из истории пещеры:

Первоначально Иоанно-Богословский монастырь в с.Пощупове монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Это позволяет предположить, что основание обители связано с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь был перенесён из пещер на поверхность земли и отстроен в дереве.

Пещера, вырытая в глинистой почве, до середины XX века была никому не известна. Даже монахи, жившие в монастыре на момент революции 1917 года, не знали о её существовании. После обильных проливных дождей в 1930-е годы произошёл провал, через который открылся проход в пещеру. Эта пещера, как подземное убежище, была тщательно замаскирована в густой дубовой роще и имела выход, к водному источнику (ныне Святой источник). На другом берегу реки Оки пещера должна была войти в подземный ход Солотчинского монастыря. Грандиозное сооружение не было доведено древними строителями до своего первоначального замысла.

В XVII веке монастырская пещера стала использоваться для заточения «раскольников-старообрядцев». В 70-х годах XVII века из Москвы в Рязань переправлялись для заточения в глухом монастырском подземелье противники Патриарха Никона. Наряду с калужским Боровским монастырем, Иоанно-Богословский монастырь стал местом ссылки опальных последователей старой веры. Близость к столице и скрытная доставка обеспечивали надежную их изоляцию. В 80-х годах XVII столетия в земляной тюрьме Богословского монастыря содержались сторонники протопопа Аввакума, среди которых был ссыльный чернец Сергий, соратник суздальского священника Никиты Добрынина (более известного под прозвищем «Пустосвят»). [Семина М.В. Рязанские земляные пещеры // Рязанский историк. 2007. № 6. С. 72-75]

В первом десятилетии XX века один из многочисленных паломников, рязанский гимназист, делился своими впечатлениями о монастыре и об одной из его главных достопримечательностей — древней пещере: «в долинке между двумя последними холмами находится пещера затворника, основавшего монастырь и ушедшего, по свидетельству братии, на Афон. Эта пещера громадна: она выкопана под дубовою рощей, так что в потолке свешиваются корни. Посредине пещеры земляной престол с крестами, вырезанными из земли. Против престола находится сделанное из земли, но плохо сохранившееся Изображение Божьей Матери с Младенцем на руках» [Фролов-Багреев. Иоанно-Богословский монастырь // Утро. 1906. С. 19.]

В 1930 году пещеру обнаружили местные жители, но никаких ценностей, кроме сделанных из земли столиков и скамеек, в подземелье не нашли[6]. Затем рукотворное чудо приспособили для своих нужд лисицы, пока их не спугнули местные жители. В 1962 году пещеру обследовал московский архитектор В. Плужников, который составил план на обследованном им шестидесятиметровом участке, высказав предположение о том, что изначально протяженность пещеры составляла не менее пятисот метров. Монастырская пещера состояла из трех прямоугольных помещений (келий/камер) площадью 1x2 метра. В 70-х годах рязанский архитектор и краевед Н. Смирнов произвел недостающие замеры и сделал натурную зарисовку местности.  [Семина М.В. Рязанские земляные пещеры // Рязанский историк. 2007. № 6. С. 75.]

В настоящее время, несмотря на то, что над входом в пещеру устроена деревянная крепь, а сама пещера закрыта для посетителей, без консервационно-реставрационных работ она может разрушиться в любой момент от протечки грунтовых и поверхностных вод. Необходимо ее сохранить, как уникальное коммуникационно-инженерное и культовое сооружение давних времен.

Источник: "Легенды Рязанского края", В.М. Семин.
« Последнее редактирование: 11 Ноябрь 2013, 23:32:58 от Anna.Rt »

Эти пользователи сказали Вам СПАСИБО:



Екатеринбург и Свердловская область

Автор ИскательРаздел Путешествие с фотоаппаратом

Ответов: 74
Просмотров: 1534
Последний ответ 29 Июль 2018, 21:35:16
от Искатель