Есенинские края и Рязанская область

Автор Anna.Rt, 07 ноября 2013, 20:11:15

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Anna.Rt

Ещё одна из достопримечательностей Рязани - памятник Евпатию Коловрату - рязанскому боярину, воеводе, русскому богатырю, герою рязанского народного сказания XIII века, времён нашествия Батыя.
[smg id=152766][smg id=152765]

ПЕСНЬ О ЕВПАТИИ КОЛОВРАТЕ
                                                   С.А. Есенин


За поемами Улыбыша
Кружат облачные вентери.
Закурилася ковыльница
Подкопытною танагою.
Ой, не зымь лузга-заманница
Запоршила переточины,
Подымались злы татаровья
На Зарайскую сторонушку.
Не ждала Рязань, не чуяла
А и той разбойной допоти,
Под фатой варяжьей засынькой
Коротала ночку темную.
Не совиный ух защурился,
И не волчья пасть оскалилась,
То Батый с холма Чурилкова
Показал орде на зарево.
Как взглянули звезды-ласточки,
Загадали думу-полымя:
Чтой-то Русь захолынулася,
Аль не слышит лязгу бранного?
Щебетнули звезды месяцу:
"Ой ты, желтое ягнятище!
Ты не мни траву небесную,
Перестань бодаться с тучами.
Подыми-ка глазы-уголья
На рязанскую сторонушку
Да позарься в кутомарине,
Что там движется-колышется?"
Как взглянул тут месяц с привязи,
А ин жвачка зубы вытерпла,
Поперхнулся с перепужины
И на землю кровью кашлянул.
Ой, текут кровя сугорами,
Стонут пасишные пажити,
Разыгрались злы татаровья,
Кровь полониками черпают.
Впереди сам хан на выпячи,
На коне сидит улыбисто
И жует, слюнявя бороду,
Кус подохлой кобылятины.
Говорит он псиным голосом:
"Ой ли, титники братанове,
Не пора ль нам с пира-пображни
Настремнить коней в Московию?"

*
От Олышан до Швивой Заводи
Знают песни про Евпатия.
Их поют от белой вызнати
До холопного сермяжника.
Хоть и много песен сложено,
Да ни слову не уважено,
Не сочесть похвал той удали,
Не ославить смелой доблести.
Вились кудри у Евпатия,
В три ряда на плечи падали.
За гленищем ножик сеченый
Подпирал колено белое.
Как держал он кузню-крыницу,
Лошадей ковал да бражничал,
Да пешневые угорины
Двумя пальцами вытягивал.
Много лонешнего смолота
В закромах его затулено.
Не один рукав молодушек,
Утираясь, продырявился.
Да не любы, вишь, удалому
Эти всхлипы серых журушек,
А мила ему зазнобушка,
Что ль рязанская сторонушка.

*
Ой, не совы плачут полночью,
За Коломной бабы хныкают,
В хомутах и наколодниках
Повели мужей татаровья.
Свищут потные погонщики,
Подгоняют полонянников,
По пыжну путю-дороженьке
Ставят вехами головушки.
Соходилися боярове,
Суд рядили, споры ладили,
Как смутить им силу вражию,
Соблюсти им Русь кондовую.
Снаряжали побегушника,
Уручали светлой грамотой:
"Ты беги, зови детинушку
На усуду свет Евпатия".

*
Ой, не колоб в поле катится
На позыв колдуньи с Шехмина,
Проскакал ездок на Пилево,
Да назад опять ворочает.
На полях рязанских светится
Березняк при блеске месяца,
Освещая путь-дороженьку
От Олышан до Швивой Заводи.
Прискакал ездок к Евпатию,
Вынул вязевую грамоту:
"Ой ты, лазушновый баторе,
Выручай ты Русь от лихости!"

*
У Палаги-шинкачерихи
На меду вино развожено,
Кумачовые кумашницы
Душниками занавешены.
Соходилися товарищи
Свет хороброго Евпатия,
Над сивухой думы думали,
Запивали думы брагою.
Говорил Евпатий бражникам:
"Ой ли, други закадычные,
Вы не пейте зелена вина,
Не губите сметку русскую.
Зелено вино - мыслям пагуба,
Телесам оно - что коса траве,
Налетят на вас злые вороги
И развеют вас по соломинке!"

*
Не заря течет за Коломною,
Не пожар стоит над путиною
Бьются соколы-дружинники,
Налетая на татаровье.
Всколыхнулось сердце Батыя:
Что случилось там, приключилося?
Не рязанцы ль встали мертвые
На побоище кроволитное?
А рязанцам стать
Только спьяну спать;
Не в бою бы быть,
А в снопах лежать.
Скачет хан на бела батыря,
С губ бежит слюна капучая.
И не меч Евпатий вытянул,
А свеча в руках затеплилась.
Не березки-белоличушки
Из-под гоноби подрублены
Полегли соколья-дружники
Под татарскими насечками.
Возговорит лютый ханище:
"Ой ли, черти, куролесники.
Отешите череп батыря
Что ль на чашу на сивушную".
Уж он пьет не пьет, курвяжится
Оглянется да понюхает
"А всего ты, сила русская,
На тыновье загодилася".

marinka_aman

Anna.Rt, спасибо! Я где-то слышала, что Есенина трудно читать... :think: Для меня всегда было легко и понятно...до сегодняшнего дня  ;D
Видимо смутное время было и тяжело поэту далось это произведение. А может наоборот- нам тяжело это понять...

allayarilchenko

Спасибо! Всё очень красиво и интересно! А фото  в пещерах  Свято-Иоанно-Богословский монстыря в с. Пощупово  , есть?. И проводятся там экскурсии?

Anna.Rt

Цитата: allayarilchenko от 11 ноября 2013, 08:33:10А фото  в пещерах  Свято-Иоанно-Богословский монстыря в с. Пощупово  , есть?. И проводятся там экскурсии?
Алла Тимофеевна, пещеры были с 2011 г. на реконструкции, как раз для включения их в экскурсионный маршрут. Возможно уже и открыли, я к сожалению, уже года 2 не была в Пощупове. У меня есть только старые фотографии (на плёночный фотоаппарат) этих пещер - туннели, выротые в глине. В народе говорили, что одно время туда отводили больных туберкулёзом доживать последние дни, но кто знает, может это только страшилка, чтобы дети не лазали.
Если повезёт, попробую вырваться в Пощупово с течение этих двух недель. Что-то я забыла совсем про пещеры, самой интересно, что там:)

allayarilchenko

Anna.Rt, Спасибо, Аня ! Буду ждать , пещеры, мне интересно. Да можешь и старые фото показать , потом сравним  с современными.

Anna.Rt

#20
Цитата: allayarilchenko от 11 ноября 2013, 09:12:43Буду ждать , пещеры, мне интересно. Да можешь и старые фото показать , потом сравним  с современными.
Хорошо!

Раз уж заговорили о пещерах, то отмечу следующее из истории пещеры:

Первоначально Иоанно-Богословский монастырь в с.Пощупове монастырь возник несколько южнее нынешнего, на склоне большого холма, возвышающегося над поймой реки Оки, и был, скорее всего, пещерным. Комплекс монастырских пещер, датируемый концом XII столетия, сохранился до сих пор. Это позволяет предположить, что основание обители связано с миссионерской деятельностью иноков знаменитого Киево-Печерского монастыря. Несколько позднее монастырь был перенесён из пещер на поверхность земли и отстроен в дереве.

Пещера, вырытая в глинистой почве, до середины XX века была никому не известна. Даже монахи, жившие в монастыре на момент революции 1917 года, не знали о её существовании. После обильных проливных дождей в 1930-е годы произошёл провал, через который открылся проход в пещеру. Эта пещера, как подземное убежище, была тщательно замаскирована в густой дубовой роще и имела выход, к водному источнику (ныне Святой источник). На другом берегу реки Оки пещера должна была войти в подземный ход Солотчинского монастыря. Грандиозное сооружение не было доведено древними строителями до своего первоначального замысла.

В XVII веке монастырская пещера стала использоваться для заточения «раскольников-старообрядцев». В 70-х годах XVII века из Москвы в Рязань переправлялись для заточения в глухом монастырском подземелье противники Патриарха Никона. Наряду с калужским Боровским монастырем, Иоанно-Богословский монастырь стал местом ссылки опальных последователей старой веры. Близость к столице и скрытная доставка обеспечивали надежную их изоляцию. В 80-х годах XVII столетия в земляной тюрьме Богословского монастыря содержались сторонники протопопа Аввакума, среди которых был ссыльный чернец Сергий, соратник суздальского священника Никиты Добрынина (более известного под прозвищем «Пустосвят»). [Семина М.В. Рязанские земляные пещеры // Рязанский историк. 2007. № 6. С. 72-75]

В первом десятилетии XX века один из многочисленных паломников, рязанский гимназист, делился своими впечатлениями о монастыре и об одной из его главных достопримечательностей — древней пещере: «в долинке между двумя последними холмами находится пещера затворника, основавшего монастырь и ушедшего, по свидетельству братии, на Афон. Эта пещера громадна: она выкопана под дубовою рощей, так что в потолке свешиваются корни. Посредине пещеры земляной престол с крестами, вырезанными из земли. Против престола находится сделанное из земли, но плохо сохранившееся Изображение Божьей Матери с Младенцем на руках» [Фролов-Багреев. Иоанно-Богословский монастырь // Утро. 1906. С. 19.]

В 1930 году пещеру обнаружили местные жители, но никаких ценностей, кроме сделанных из земли столиков и скамеек, в подземелье не нашли[6]. Затем рукотворное чудо приспособили для своих нужд лисицы, пока их не спугнули местные жители. В 1962 году пещеру обследовал московский архитектор В. Плужников, который составил план на обследованном им шестидесятиметровом участке, высказав предположение о том, что изначально протяженность пещеры составляла не менее пятисот метров. Монастырская пещера состояла из трех прямоугольных помещений (келий/камер) площадью 1x2 метра. В 70-х годах рязанский архитектор и краевед Н. Смирнов произвел недостающие замеры и сделал натурную зарисовку местности.  [Семина М.В. Рязанские земляные пещеры // Рязанский историк. 2007. № 6. С. 75.]

В настоящее время, несмотря на то, что над входом в пещеру устроена деревянная крепь, а сама пещера закрыта для посетителей, без консервационно-реставрационных работ она может разрушиться в любой момент от протечки грунтовых и поверхностных вод. Необходимо ее сохранить, как уникальное коммуникационно-инженерное и культовое сооружение давних времен.

Источник: "Легенды Рязанского края", В.М. Семин.

Anna.Rt

                                               С.А. Есенин
В зеленой церкви за горой....

                                             
В зеленой церкви за горой,
Где вербы четки уронили,
Я поминаю просфорой
Младой весны младые были.

А ты, склонившаяся ниц,
Передо мной стоишь незримо,
Шелка опущенных ресниц
Колышут крылья херувима.

Не омрачен твой белый рок
Твоей застывшею порою,
Все тот же розовый платок
Затянут смуглою рукою.

Все тот же вздох упруго жмет
Твои надломленные плечи
О том, кто за морем живет
И кто от родины далече.

И все тягуче память дня
Перед пристойным ликом жизни.
О, помолись и за меня,
За бесприютного в отчизне!


В том краю, где желтая крапива....

В том краю, тде желтая крапива
    И сухой плетень,
Приютились к вербам сиротливо
    Избы деревень.

Там в полях, за синей гущей лога,
    В зелени озер,
Пролегла песчаная дорога
    До сибирских гор.

Затерялась Русь в Мордве и Чуди,
    Нипочем ей страх.
И идут по той дороге люди,
    Люди в кандалах.

Все они убийцы или воры,
    Как судил им рок.
Полюбил я грустные их взоры
    С впадинами щек.

Много зла от радости в убийцах,
    Их сердца просты,
Но кривятся в почернелых лицах
    Голубые рты.

Я одну мечту, скрывая, нежу,
    Что я сердцем чист.
Но и я кого-нибудь зарежу
    Под осенний свист.

И меня по ветряному свею,
    По тому ль песку,
Поведут с веревкою на шее
    Полюбить тоску.

И когда с улыбкой мимоходом
    Распрямлю я грудь,
Языком залижет непогода
    Прожитой мой путь.


В этом мире я только прохожий....
Сестре Шуре

В этом мире я только прохожий,
Ты махни мне веселой рукой.
У осеннего месяца тоже
Свет ласкающий, тихий такой.

В первый раз я от месяца греюсь,
В первый раз от прохлады согрет,
И опять и живу и надеюсь
На любовь, которой уж нет.

Это сделала наша равнинность,
Посоленная белью песка,
И измятая чья-то невинность,
И кому-то родная тоска.

Потому и навеки не скрою,
Что любить не отдельно, не врозь -
Нам одною любовью с тобою
Эту родину привелось.

Сентябрь 1925

Anna.Rt

#22
Кстати, ещё далеко не вся архитектура Рязанского кремля мною показана ;)
Вашему вниманию представляю Дворец князя Олега Ивановича Рязанского(1350 - 1402).
Памятник ему (на Соборной площади, автор З.Церетели) собственно вот: [smg id=152763]
Во время правления Олега Рязанского Рязанское княжество достигает наивысшего развития. Олег Иванович «стремился создать особый центр, около которого могла бы собраться юго-восточная Россия», но этому препятствовали неблагоприятные географические и исторические условия.
Погребён в Покровском храме основанного им Солотчинского монастыря (Рязанская область).
Фотографии Дворца Олега:
[smg id=152739][smg id=152738][smg id=152737][smg id=152736]
Много палат - палаты для черни, палаты для знати.

Anna.Rt

#23
Спускаясь вниз по валу можно наблюдать реку Трубеж, от пристани которой отходит теплоход, на котором можно совершить путешествие по реке Оке.
[smg id=152745][smg id=152746]
А если взять взглядом левее, Трубеж (недалеко от устья) выглядит вот так mosking:[smg id=152748] И не поверишь, что через метров 100 по нему уже плывёт теплоход.

Anna.Rt

К слову об Оке....
Ока с каждым годом мельчает, и крупные теплоходы выглядят на ней непривычно, и даже комично порой. После их прохода, в "зоне для купания" поднимаются волны не хуже морских mosking
[smg id=153601][smg id=153606]
А вот Ока в своём летнем очаровании.
[smg id=153602][smg id=153607]
Вот так развлекаются местные жители :D
[smg id=153603](катер катает на троссе прицепленный баллон с пассажиром)
[smg id=153604]
Выглядит достаточно экстремально, особенно, когда пассажир баллона, не сумев удержаться, на скорости слетает в воду.

Anna.Rt

Продолжу показ Рязанского кремля.
Памятник С.А. Есенину рядом с церковью Спаса-на-Яру
[smg id=152752]
Церковь Спаса-на-Яру[smg id=152750]
Памятник Есенина - излюбленное место для свадебных процессий и .... скейтеров
[smg id=152754]
Церковь Спаса-на-Яру сквозь еловые лапы [smg id=152762]
Недалеко от кремля располагаются расписной домик [smg id=152756]
и журавль в камне [smg id=152760]

Ky!

Цитата: Anna.Rt от 13 ноября 2013, 23:31:52Ока с каждым годом мельчает, и крупные теплоходы выглядят на ней непривычно, и даже комично порой.

До нас такие не доплывают. Фарватер не чистили давно, плавать подобным судам невозможно.

Но зато в этом году уровень реки вырос по сравнению с предыдущими, и даже были подтопления, половодье в сентябре после затяжных и сильных осадков.

Anna.Rt

Цитата: Ky! от 13 ноября 2013, 23:55:56Но зато в этом году уровень реки вырос по сравнению с предыдущими
Это точно, сколько дождю-то лить  ;D В этом году визуально даже заметно.

Anna.Rt

Возвращаюсь к пещерам близ Иоанно-Богословского монастыря в с. Пощупово.
allayarilchenko, Алла Тимофеевна, в том числе специально для Вас present

Для тех, кто пропустил, про пещеры можно почитать в моём предыдущем сообщении

Поскольку, мы, почти местные жители, забалованы здешними достопримечательностями - совершенно не фотографируем ничего, поэтому, как говорила ранее, покажу какой была пещера несколько лет назад на отсканированных своих старых фото.
фото 1999 г. Так она выглядела снаружи до 2011г.
[smg id=155046]
А это внутри: ступени, вырезанные в глине, два хода.
[smg id=155045]

Ещё раз извините за качество фото.

А это пещера в наше время:
Закрыли на замок, чтобы никто не лазил.
[smg id=155044]

Те, кто бывал внутри, выложили в интернете фото:
[smg id=155047][smg id=155048]
http://oouu.ru/travel/rjazan-obl/poschupovskaya/poschupovskaya-index.html

Anna.Rt

Продоулжу рассказ о Рязанском кремле, о Дворце Олега, в котором расположена экспозиция «От Руси к России», рассказывающая о истории русского народа с древности до наших дней.

Буквально с порога мы можем наблюдать диораму древней Рязани (город первые был упомянут в летописи в 1096 году).
Как известно, древняя Рязань сейчас располагается в 65 км от ныне существующей Рязани и известна как Городище Старая Рязань (о ней я тоже подробно расскажу, но позже).
[smg id=155766][smg id=155767]
Диорама интерактивная: время от времени над ней гаснет свет и загораются окна в домиках.

Планировка избы:
[smg id=155769]

Торговая галерея:
[smg id=155770][smg id=155771]

Диорама города-крепости Переяславль-Рязанский (нынешняя Рязань):[smg id=155772][smg id=155773]
Когда-то одна из значительных крепостей, сейчас же представляет собой остатки крепостного вала.

Похожие темы (3)