Прогулки по Ташкенту – история

Автор полянка, 04 апреля 2016, 05:36:51

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

полянка

Вводное пояснение.

Я родилась, выросла и живу в Ташкенте, и мне хотелось бы рассказать об этом городе.

Но, взявшись за сбор сведений об истории Ташкента, наткнулась на проблему – непонятно что считать началом существования города.

В официальных источниках все найденные поселения считают городом Ташкентом и таким образом, Ташкенту набежало уже 2200 лет. В этом видно желание «удревнить» историю столицы.

На месте современного Ташкента были в разное время поселения – предпосылки для появления современного Ташкента:

«Для Ташкента, как и для многих других древних городов Средней Азии, характерны урбанистические перемещения в пространстве и времени. Его первоначальное ядро (Шаш-тепа) возникло в одном месте - на южной окраине Ташкента. Древний и раннесредневековый город (Минг-Урюк) в другом - в районе (Северного) железнодорожного вокзала. Средневековый город Бинкат, в третьем месте - на территории старого города. Именно здесь, благодаря благоприятным климатическим условиям, наличию водных источников происходило формирование Ташкента и последующее разрастание его во всех направлениях.».
(Эдвард Ртвеладзе, Лидия Ртвеладзе «Ташкент – дорогами истории»)

Но, в вышеперечисленных поселениях не прослеживается преемственность между насельниками этой местности, т.е. те, которые строили рядом новый город не те, которые здесь раньше жили. Из-за войн поселения бывали полностью разрушены, а жители либо уничтожены, либо угнаны в плен, либо разбежались по окрестностям. А спустя какое-то время на опустевшие места приходили другие народы и рядом с развалинами строили новые города.

Так что выходит, что Шаш-тепа (Чач), Минг-Урюк и Бинкат – это НЕ Ташкент.
Что же тогда называть Ташкентом? Город, который назывался и называется –  "Ташкент". А история города Ташкента начинается с того времени, когда ему дали это имя и люди, жившие в этом городе сохраняли преемственность. Таким образом, история города Ташкента начинается с начала XI в. и продолжается по сей день.

В данном очерке я кратко обрисовываю историю древних поселений в пределах территории нынешнего Ташкента (I Часть) и сосредотачиваю внимание на городе, преемственность которого чётко прослеживается до нынешнего времени (II Часть).

полянка

#1
I Часть.

Прежние названия поселений, которые были на территории современного Ташкента: Юни, Юэни, Чач, Чач-тепа, Шаш (Мадина-аш-Шаш), Шаш-тепа, Бинкет (Бинкат).
(Ударения выделены жирным начертанием.)

«В самых ранних китайских источниках Ташкент фигурирует как Ши, Чжэши и Юэни, в раннем Средневековье – Чач, Шаш и Джач. Поскольку «ши» может означать по-китайски в том числе и «камень» (кит. упр. пиньинь: shí), то после заселения региона тюркскими племенами эти названия могли трансформироваться в созвучное слово с той смысловой нагрузкой в тюркских языках «таш» (камень).».
(«Ташкент» – Википедия)


История поселений, которые были на территории современного Ташкента:

1) VI в. до н. э. – III в. н. э.

«В районе Чильдухтаронтепа и на р. Каракамыш обнаружены могильник и стоянка скотоводов эпохи бронзы. В восточной части города изучены могильники 2,5-тысячелетней давности.

О широком освоении Ташкентского оазиса в древности известно и по сведениям письменных источников (Геродот – V в. до н.э., Бехистунская надпись Дария-I – VI вв. до н. э.), называвших его население "саки, которые за Согдом", "заяксартские (засырдарьинские) саки" и "саки, варящие хаому", в "Авесте" их называют обитателями легендарной страны Туран – воинами-турами. Не исключено, что именно здесь находилась священная Канха Авесты Кангдиз, что находит своё подтверждение в названии городища Канки вблизи Аккургана.

Исследование городища Шаш-тепа на арыке Джун дало возможность проследить этапы культурной эволюции и урбанизации Ташкента. Исходный этап урбанизации – VI в. до н. э. В это время здесь возникает древнеземледельческое общинное поселение с жилищами полуземляночного типа.».

«Наиболее раннее упоминание названия Чач, выявленное сейчас наукой, относится к 262 г. н. э. Это горы Чача, которые наряду с другими областями Средней Азии упоминаются в надписи царя Шапура I (241 – 272) на Каабе Зороастра. Думается, что Чач - это усеченная форма от более полного названия - Чачан или Чачани. В такой форме оно приведено на чеканенных в этой области самых ранних монетах, начало выпуска которых датируется серединой III в. н. э. Надпись на них гласит: "Чачского народа (или общины) правитель Ванван" или Ванун (по версии В. Л. Лившица).».
(Эдвард Ртвеладзе, Лидия Ртвеладзе «Ташкент – дорогами истории»)

«Шаш (Чач), историческая область в Средней Азии на правом берегу р. Сырдарьи в долине р. Чирчик. Район древней земледельческой культуры. Известен с 3 в. В средние века Шаш – название ряда феодальных владений в этом районе.»
(Советский энциклопедический словарь/ Гл. ред. А. М. Прохоров. – 4-изд. М.: Советская энциклопедия, 1989. Стр. 1526)

[smg id=308473]
Глиняная голова в согдийской шапке (Ташкентский музей истории)
[smg id=308472]
Каменные орудия труда (Ташкентский музей истории)

полянка

2) VIII – IX вв.

«Оссуарный погребальный обряд, отмеченный в Согде и Шаше, позволяет говорить о распространении зороастризма, не ставшего, однако, государственной религией, но включившего в себя местные языческие культы, которые уживались с культом огня.
[smg id=308533]

В VIII в. Чач сильно пострадал от арабских завоевателей. Арабы, стремясь сломить непокорных жителей, разоряли селения, разрушали ирригационную систему, оставляя после себя руины и пепелища.

Наибольшее сопротивление арабам оказывали жители Чача, Тюркского каганата, отдельных владений Согда. В VIII - начале IX в. окончательно пустеют раннесредневековые города, замки, усадьбы.».

«Во вновь захваченных городах арабы часто селились за их пределами, сооружая "рабаты" - пограничные укрепления "борцов за веру". В IX – X вв. возле таких рабатов вырастали крупные феодальные города. Строило новые города местное население, применяя свой строительный опыт и навыки.

С IX в. во время правления династии Саманидов начинается новый экономический подъём и городов Шаша. Столица переместилась с Минг-Урюка на запад, на канал Бозсу и Калькауз, где на ранее болотистой, но к IX в. осушенной территории возник новый населённый пункт, превратившийся в скором времени в самый крупный город Шаша, именуемый письменными источниками Бинкатом. В этот период появляется большое количество поселений и феодальных усадеб. Они известны сейчас как тепе Шахнишин, Кукча, Калляхона, Танышыхар.».
(Эдвард Ртвеладзе, Лидия Ртвеладзе «Ташкент – дорогами истории»)

полянка

3) IX – XIII вв.

«Для Ташкента IX – X вв. известно иное название - Бинкат, этимология первого компонента которого "бин" так же, как и Чач, неясна, вероятно, это древнесогдийские слова. Наиболее раннее употребление его относится к началу IX в., о чём свидетельствуют надписи на фельсах, чеканенных саманидским наместником области Шаш-Йахией б. Асадом, самые ранние фельсы его относятся к 820 г.

Есть основания полагать, что Бинкатом стал называться новый город, который, начиная со второй половины VIII в., начал постепенно складываться в районе теперешнего Чорсу и прилегающих к нему районах, после запустения "старого" города – Чача, располагавшегося прежде в районе вокзала (Северного) - на городище Минг-Урюк (Тысяча урючин).».

«Современное название Ташкент появляется в начале XI в., а может быть, ещё ранее, однако это не означает, что более древние названия этого города - Бинкат, Чач - уже вышли из употребления. Так, на джагатаидских монетах XIII в. зафиксированы все три названия – Бинкат, Ташкент и Шаш. Однако постепенно название Ташкент вытесняет все остальные. На занимаемой им огромной территории в разных частях расположены многочисленные древние и средневековые городища и архитектурные памятники - материальные свидетельства длительного исторического пути развития от небольшого поселения I тыс. до н.э. Шаштепа до современного города.».

«Для Ташкента, как и для многих других древних городов Средней Азии, характерны урбанистические перемещения в пространстве и времени. Его первоначальное ядро (Шаш-тепа) возникло в одном месте - на южной окраине Ташкента. Древний и раннесредневековый город (Минг-Урюк) в другом - в районе (Северного) железнодорожного вокзала. Средневековый город Бинкат, в третьем месте - на территории старого города. Именно здесь, благодаря благоприятным климатическим условиям, наличию водных источников происходило формирование Ташкента и последующее разрастание его во всех направлениях.».
(Эдвард Ртвеладзе, Лидия Ртвеладзе «Ташкент – дорогами истории»)

полянка

Древнее городище Минг-Урюк.

«Древний город Минг-Урюк (Тысяча урючин). Его площадь составляла около 40 га - от вокзала до сквера. Это его считают местом обитания легендарного правителя Турана – Афрасиаба. Город включал крепость-цитадель, окружённую оборонительной стеной, шахристан, дворцовый комплекс и ремесленную округу. В цитадели Минг-Урюк жил правитель и там же было культовое помещение. В пределах стен шахристана жили не только городская знать, но и ремесленники, купцы. Жилые постройки, торговые лавки и мастерские представляли единое целое, только узкие улочки пересекали кварталы. Парадные залы дворца правителя были украшены монументальной настенной росписью. Город пережил несколько столетий (со II в. до н.э. до X в. н.э.), но наивысшего расцвета он достиг в V – VIII вв., когда политическое положение Чача (так называли Ташкент в средневековых китайских источниках) было достаточно устойчивым. Его представители наряду с послами и торговыми гостями других областей ехали ко дворцу согдийского правителя (что отражено в настенной живописи дворца на Афрасиабе в Самарканде), а также в Китай и другие страны.».
(Эдвард Ртвеладзе, Лидия Ртвеладзе «Ташкент – дорогами истории»)

«К концу XX века от городища оставались небольшие холмы, большая его часть застроена современными домами. В 2008 году местные власти решили законсервировать остатки городища и придать им более удобный для показа туристам вид. Холм окружили стеной из сырцового кирпича, а над остатками городища был сооружён навес для защиты от осадков. Позже на его территории была открыта выставка «актуального» искусства.».
(www.gazeta-lady.uz)


Фото древнего и раннесредневекового городища Минг-Урюка в районе Северного железнодорожного вокзала.

Как было...

Март 2008 г.

[smg id=305325]
[smg id=305327]
[smg id=305328]
[smg id=305329]

Крепостной вал.
[smg id=308416]

полянка

Продолжение.

Стройка нового Минг-Урюка – в процессе...

Июль 2008 г.

[smg id=308666]
[smg id=308667]
[smg id=308668]


Как стало...

Август 2008 г.

[smg id=308669]
[smg id=308670]

полянка

#6
История Ольги Александровны Шмелёвой

Беседа с Ольгой Александровной Шмелёвой происходила 29.04.2008 г. На тот момент ей было 75 лет. Она в детстве жила около Древнего городища Минг-Урюка.

Мои примечания будут помещаться в скобках.

«Родилась я в 1933 году. Помню, что с 6-ти лет (1939 г.) жила среди узбеков. Папа работал редактором в газете «Правда Востока». Снимали квартиру в узбекском районе.

В 1941 году (ей 8 лет) снимали дом у Ахмет-аки. У него была дочь Василя. В доме был сандал.

Сандал – это печка. Обогревалась она углями. Еду готовили на улице, чтобы не угореть. Казан был вмазан в печку. Во дворе стоял тандыр (узбекская печка для выпекания лепёшек и самсы).

Сандал был в середине комнаты. Он ставился в выкопанную прямоугольную яму, примерно 50 х 30 см. Около него ставился деревянный стол на ножках (по узбекски он называется дастурхон), высотой от пола примерно 50 см. Сверху на стол стелили ватное одеяло, а потом сверху – скатерть. Под столом было тепло, там грели ноги. Ели за этим низеньким столом, сидели на полу на курпачах (стёганное узкое ватное одеяло). Жар от углей обогревал комнату. Вокруг этого стола и спали. Кроватей не было.

Полы были земляные. Сверху земляной пол застилали дерматином, а потом сверху клали кошму (войлочное одеяло). Кто-то стелил бердянки, они плетутся из соломы.

Окна на улицу никогда не выходили, выходили они только во двор.

Дом был построен из саманных кирпичей, состоящих из земли (в Ташкенте почва серозёмная) и соломы, которые были высушены на солнце.
[smg id=309186]

(эта фотография взята из статьи «Саман» — Википедия)
[smg id=309185]
   
Почти у каждого были лошадь, арба (телега на больших двух колёсах) или бричка (телега на четырёх соразмерных колёсах).

(фотография взята из статьи «Арба» – Википедия)
[smg id=308757]

Воду брали из хаузов. Хауз (Ольга Александровна говорила «хаос», но в других исторических источниках это называется «хауз») – водоём, был в каждом дворе. К каждому хаузу подходил арык. С водой было плохо.

Почти у всех хозяев в округе были дачи. Там выращивали груши, яблони, виноград.».

Ольга Александровна
[smg id=308758]

полянка

Про сандаловую печь.

«Сандал (предмет) – род печи; приспособление для обогревания жилища в Средней Азии, Афганистане, Иране, Турции и других странах Востока.».
(«Сандал» – Википедия)

(фотография взята из Интернета – pics.livejournal.com/luvida/pic/001ct21c)
[smg id=312436]

«Сандал (корси), приспособление для обогрева жилища, распространённое в прошлом во многих странах Азии; углубление в земляном полу, наполненное горячими углями, над которым ставился низкий столик, накрытый одеялом, и располагались на ночь.»
(Советский энциклопедический словарь/Гл.ред. А.М. Прохоров. – 4-изд. – М.: Сов. энциклопедия, 1989. Стр. 1178)

«Раньше, говорят, зимы в Таджикистане были более холодные и суровые, чем сейчас. В домах был дегдон - очаг для приготовления пищи. Его топили кизяком или хворостом, а жилище обогревали с помощью сандали. Сандали - это старинные печи таджиков.

Это небольшое углубление в глиняном полу посреди комнаты для горячей золы. Древесный раскалённый уголь набирают в железное корыто и вставляют в сандали, над которой устанавливают столик, накрытый толстым ватным одеялом. Вся семья собирается вокруг сандали, греется, пьёт чай с лепёшками. А чтобы было теплее, ноги ставят в углубление, а сверху накрывают ватным одеялом. Таким нехитрым способом в древние времена сельчане грелись и обогревали свой дом в суровые холода. Да и в наше время в некоторых отдалённых кишлаках зимой температура может опускаться до двадцати пяти градусов ниже нуля.» – рассказывает житель Таджикистана Исломхуджа Хомидов из Бободжонгафуровского района Согдийской области.
[smg id=312435]
(текст и фотография взяты из статьи «На севере Таджикистана появились модернизированные печи - сандали» – news.tj)

полянка

Древнее городище Ак-тепа.

Городище Ак-тепа находится в Юнус-Абадском районе, около Городской Инфекционной больницы.
(Вообще же, на территории современного Ташкента существуют и другие места с таким названием «Ок-тепе», что в переводе с узбекского языка (узбекский язык – потомок чагатайского)  на русский означает «Белый холм». «Ак-тепа» – это русифицированное название.)

«Городище Ак-тепа находится в Юнусабадском районе города Ташкента. В народе это место называют «Басмачкой». Ак-тепа – самая высокая точка Юнусабадского района, а Юнусабад, в свою очередь, является самой высокой местностью города. Если подняться на холм Ак-тепа, то отсюда можно увидеть весь Ташкент как на ладони. Но мало кто знает, что эта возвышенность – останки сторожевой крепости, построенной в V веке н. э., которая охраняла Ташкент от вражеских набегов с севера с V по VIII века.
Как выяснилось в результате археологических исследований, здесь также когда-то располагался самый древний зороастрийский храм. И многие учёные всерьёз полагают, что зороастризм зародился именно на этой земле, а первые упоминания в письменных источниках о Ташкенте (тогда он ещё носил название Чач) встречаются в Авесте – священной книге зороастризма.
В городище есть алтарь и мавзолей-наус, где, очевидно, ставились оссуарии – терракотовые ящики, хранившие, по зороастрийскому обряду, очищенные кости умерших. Здешний храм представляет собой тип агиари – двухкамерного зороастрийского святилища огня VII – начала VIII веков. В дворцовой части расчищены три зала, в том числе приёмный. Судя по всему, выстроенная в округе Минг-Урика – официальной резиденции – усадьба была летним местом пребывания правителя Чача. Иметь такую «дачу» было в традициях того времени. Комплекс был окружён рвом с водой, через который вёл единственный мост. Он был хорошо укреплён на случаи вторжения извне. По-русски эта местность в XX веке называлась Басмач-гора, но сейчас она носит прежнее название.».
(www.gazeta-lady.uz)

полянка

Продолжение.

«Ак-тепа Юнусабад - летняя резиденция правителя Чача. Это был ансамбль, состоявший из замка с четырьмя башнями по углам и здания дворцового типа, у его южной стороны. Высота дворцового здания составляла почти 40 метров - как современный 9-ти этажный дом. А толщина стен значительно превосходила все современные постройки. Весь комплекс был обведён оборонительной стеной. Его площадь вместе с жилыми кварталами занимала почти 100 гектар, окружённых рвом с водой. Городище, вокруг замка правителя, населяли ремесленники, жрецы, воины, простолюдины. Замок был неприступен, окружён непроходимым рвом. Единственная перемычка - мост с западной стороны давала доступ к замку. В замке использованы фортификационные приёмы обороны. Во двор можно было войти только через лабиринтные ворота, а подойти к ним – по террасе вдоль рва.

Как и другие памятники зороастризма, Ак-тепа Юнусабад постепенно поглощалось застройками современного Ташкента. Большая его часть была снесена и безвозвратно утеряна для историков и современников.

Однако даже те находки археологических экспедиций, которые были обнаружены при раскопках, рассказывают об истории и облике величественного сооружения, существовавшем с античных времён.

Стены замка были украшены декоративным орнаментом, с зороастрийской символикой. Элементы этих украшений сохранились до нашего времени. Их можно увидеть в Государственном музее истории и в музее Академии Наук Узбекистана. А найденная при раскопках монета с изображением правителя Ручака, была несомненным успехом историков.

Все сооружения были выполнены из сырцового кирпича и пахсы. Под защитой стен замка располагалось его ядро - культовый центр. Весь этот комплекс просуществовал до первой трети VIII в н.э. когда и погиб в огне пожара. Храм огня - непременное архитектурное сооружение античности, назначение которого связано с погребальным зороастрийским обрядом. Храм огня - двухкамерный. Главная камера - аудриан - святилище с алтарём вечного огня. Второе квадратное помещение, смежное со святилищем - это даримехр - зал, в котором проходили церемонии, видимо, празднование Навруза или поминовение предков - фравартикан. Под купольной крышей храмовых помещений возвышался мавзолей - наус, в котором на суфах выставлялись оссуарии с очищенными останками предков правителя.

Оссуарии были своего рода предметами искусства с изображениями орнаментов. Крышки оссуариев часто увенчивались фигурками птиц, или человеческими ликами, передающие этнический тип населения Чача. Зороастрийцы отдавали дань Душам предков - фраваршам, во времена проведения поминального праздника в день осеннего солнцестояния. Видевдат (раздел "Авесты") предписывает поминовение предков и тогда в наусы для них ставили еду и питье.».
(www.centralasia-travel.com)

полянка

Фотографии древнего городища Ак-тепа в Юнус-Абадском районе (23.09.2014).

(Ак-тепа состоит из нескольких холмов разной высоты. Они все огорожены оградой.  Холм, на котором стоял геодезический знак – самый высокий. На окраинах территории городища Ак-тепа есть сады, жилые дома и свалка.)


Пейзажи городища Ак-тепа:

Вокруг одного холма есть асфальтированная дорога,
[smg id=308665]

а также есть лестница.
[smg id=308541]

[smg id=308545]
[smg id=308540]
[smg id=308544]

Тут застройка подступила вплотную к одному из холмов.
[smg id=308664]

полянка

Продолжение.

(23.09.2014)
С высоты.
[smg id=308550]
[smg id=308549]
[smg id=308551]
[smg id=308663]

А здесь был геодезический знак... Небось, спилили на металлолом...
[smg id=308552]
[smg id=308553]

полянка

Продолжение.

Вид на город Ташкент с городища Ак-тепа (23.09.2014).

[smg id=308534]
[smg id=308535]
[smg id=308536]

Справа видна Ташкентская Телебашня.
[smg id=308537]
[smg id=308538]

Вдали справа видно 4 многоэтажных здания – они обрамляют площадь Хамида Алимджана.
[smg id=308539]

полянка

Продолжение.

Пещеры городища Ак-тепа (23.09.2014).

[smg id=308671]

А тут на стене притаился туркестанский геккон. Такие гекконы часто встречаются в городище Ак-тепа.
[smg id=308672]

Вход в первую пещеру.
[smg id=308673]
[smg id=308674]

Вход во вторую пещеру.
[smg id=308676]
[smg id=308675]

полянка

II Часть.

История Ташкента – XI – XIX вв.

«Название "Ташкент" впервые зарегистрировано в письменных источниках начала XI в. Согласно версии Абу Райхана Беруни, оно восходит к тюркскому "таш" - камень и "кент" – город, т. е. само слово Ташкент переводится как "Каменный город". Однако есть основания полагать, что первый компонент этого названия более древний и восходит к слову "Чач", впоследствии переделанному арабами, ввиду отсутствия в их языке и письменности буквы Ч - в "шаш", а тюрками, ввиду созвучия отдельных букв - в "таш" - камень.».
(Эдвард Ртвеладзе, Лидия Ртвеладзе «Ташкент – дорогами истории»)

«В XIV – XV веках Ташкент входил в состав империи Тимура. В XVI веке Ташкентом управляла династия шейбанидов. В 1586 году казахи совершают удачный поход на Ташкент. В дальнейшем город был подчинен шейбаниду Абдулле (1557 – 1598), который выпускал здесь свои монеты. С 1598 по 1604 г.г. Ташкентом правил шейбанид Кельди Мухаммад, который выпускал от своего имени серебряные и медные монеты. Около 1630 года Ташкент становится резиденцией ханов Казахского ханства. В 1784 году Юнус Ходжа, правитель даха (района) Шейхантаур, объединил под своей властью весь город и создал независимое Ташкентское государство, которое к началу XIX века захватило обширные земли. Однако после смерти Юнус Ходжи страна была подчинена Кокандским ханством (в 1807 – 1808 годах).

При кокандском владычестве Ташкент был окружён рвом и глинобитной зубчатой стеной длиной около 20 км, с 12 воротами. Новая часть города была основана после взятия города русскими войсками в 1865 году; она отделялась от старого города каналом Анхор.

В 1865 году Ташкент входит в состав Российской империи и с 1867 года является главным городом Сырдарьинской области и Туркестанского генерал-губернаторства, а также центром Ташкентского уезда в составе Сырдарьинской области. Ташкент – местопребывание генерал-губернатора и командующего войсками Туркестанского военного округа, станция Среднеазиатской железной дороги, административный и торгово-промышленный центр русских среднеазиатских владений. Исторически сложилось условное разделение города на две части – старого и нового города. Старый город являлся средоточием ремесленной и торговой жизни, а новый город – промышленной, образованный на месте садов, полей и дач.».
(«Планировка Ташкента периода Российской Империи» – Википедия)


Схема плана старого Ташкента.

«Следует, однако, отметить, что сведения по топографии старого города Ташкента в источниках разные и в большинстве случаев неточные.

Более точные сведения о размере старого Ташкента, его конфигурации, внутренней распланировке может дать изучение топографии города более позднего времени, его топонимики, письменных источников, и, особенно, картографического материала. Прекрасные планы г. Ташкента, его обеих частей, составленные военными топографами, отличающиеся большой точностью и тщательностью прорисовки, дают ясное представление о внутренней распланировке, системе улиц, переулков, водных протоков, площадей, размерах и конфигурации отдельных домовладений, а также положении и конфигурации отдельных монументальных культовых и общественных построек. Однако даже при наличии таких прекрасных картографических материалов выяснить точную площадь города, положение всех его крепостных стен возможно только с некоторой долей приблизительности. Это происходит потому, что в 1865 г., сразу же за завоеванием города, его восточная граница претерпела некоторые изменения в связи с началом строительства здесь русского поселения и новой крепости. Старая же граница угадывается предположительно.» (из книги Нильсена В.А. «У истоков современного градостроительства Узбекистана». Ташкент, 1988 г. Стр. 19).

Схема плана старого Ташкента.
Ворота: 1. Кукчинские; 2. Чагатайские; 3. Сагбан; 4. Кара-Сарай; 5. Самаркандские; 6. Камалян; 7. Бешагачские; 8. Коймас; 9. Кокандские; 10. Лабзак; 11. Тахтапуль.

[smg id=309181]

Похожие темы (5)