Прогулки по Ташкенту – история

Автор полянка, 04 апреля 2016, 05:36:51

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

полянка

Старогородская часть Ташкента (старый город).

«Старый город Ташкент, по количеству жителей (около 100 000 чел.) и по размерам, был одним из самых крупных городов Востока. Город снабжался водой из канала Боз-су, который разветвлялся на два больших магистральных арыка – Калькауз и Анхор. Из этих магистральных каналов выходила система больших и малых арыков, снабжавшая водой дома и сады.».
(из книги Нильсена В.А. «У истоков современного градостроительства Узбекистана». Ташкент, 1988 г. Стр. 20).

«Особенность некоторых среднеазиатских городов и особенно Ташкента – так называемая «мауза», ранее находившаяся за пределами стен и широким кольцом охватывающая весь город. Ширина маузы была от четырёх до шести километров. Это зона возделанной земли, хорошо озеленённой и обводнённой, кроме тех участков, где рельеф местности приводил к существованию пустырей. Вся эта земля была разбита на участки разной конфигурации и размеров, в зависимости от зажиточности их владельцев. Участки принадлежали городским жителям, особенно живущим в центральных, плотно застроенных районах, и эксплуатировались только в летнее время. Здесь находились не очень капитальные жилые постройки, куда владельцы участка весной перевозили семьи и где занимались сельским хозяйством, заготавливая продукты на зиму и для продажи. Глубокой осенью жители покидали свои участки в окрестностях города и переселялись в свои городские дома.

После 1865 г. на территории старой маузы от Анхора до Салара начал развиваться и новый европейский Ташкент.».
(из книги Нильсена В.А. «У истоков современного градостроительства Узбекистана». Ташкент, 1988 г. Стр. 28)

полянка

Продолжение.

«До включения Ташкента в состав Российской империи в 1865 году город представлял собой типичный крупный торговый центр Туркестана, застроенный в основном одно и двухэтажными глинобитными домами, с запутанной сетью улиц и уличной ирригационной сетью, образованной небольшими каналами — арыками, воду которых местное население использовало для бытовых нужд, в том числе и для питья.

Город делился на четыре района – даха, у каждого из которых был свой глава – хаким. Историческим и архитектурно-планировочным центром старого города являлось городское ядро, группированное вокруг центрального базара и располагавшееся в треугольнике, образованном старинными городскими площадями: Ходра, Эски-Джува и Чорсу (эти названия в народе до сих пор сохранились, а также есть базар «Чорсу» – прим. авт.).

Высоких зданий, интересных в архитектурном смысле было мало, так как Ташкент в отличие от, например, Самарканда, Бухары и некоторых других городов Средней Азии не являлся столицей крупных государственных образований».
(«Планировка Ташкента периода Российской Империи» – Википедия)

Арык.
[smg id=309115]

Базар.
[smg id=309116]

[smg id=309117]

Старый Ташкент - вид с высоты птичьего полёта.
[smg id=309118]

полянка

Новогородская часть Ташкента.

«После 1865 года, когда Ташкент становится главным городом Туркестанского края и местом нахождения государственных и общественных учреждений, он, естественно, становится ареной более внимательного изучения как в области этнографической, лингвистической, так и в области изучения исторической топографии города. Следует, однако, отметить, что сведения по топографии старого города Ташкента в источниках разные и в большинстве случаев неточные.».
(из книги Нильсена В.А. «У истоков современного градостроительства Узбекистана». Ташкент, 1988 г. Стр.19)

«После 1865 года русской администрацией города была начато строительство нового европейского города по другую сторону канала Анхор от старого, существовавшего прежде города.

Строительство нового города осуществлялось по общему генеральному плану, в котором предусматривалось центрально-радиальная планировка. Дома строились в основном одно или реже двухэтажными из сырцового кирпича (реже из обожженного кирпича местного производства) с высокими потолками (до 3,5 м) и толстыми (до полутора метров толщиной) стенами, что обеспечивало комфортные условия проживания даже днём в жаркое время года. Около каждого дома предусматривалось наличие достаточно обширного двора, для хозяйственных нужд и разного рода посадок. В городе имелась водопроводная (с 1874 года) и канализационные сети.».
(«Планировка Ташкента периода Российской Империи» – Википедия)

Почта – телеграф.
[smg id=309120]

полянка

Продолжение.

«Как свидетельствуют многочисленные дореволюционные источники по истории завоевания Средней Азии, специальные очерки и книги, строительство нового города в Ташкенте началось в 1865 г. с разрушения оборонительных и военных построек на левом берегу Анхора. Были снесены полуразрушенные во время военных действий крепостные стены старой кокандской цитадели  – Урды, и стены, окружавшие примыкавшие к Урде земли с постройками приверженцев кокандского режима (русско-кокандская война – 1864-1865 г.г.). Были частично снесены стены старого города Ташкента по восточному и юго-восточному фасадам. Так была ослаблена система оборонительных сооружений старого города на восточной стороне и на левом берегу Анхора, против открытых глазу и артиллерийским орудиям построек старого города, началось строительство нового. Новые постройки, возводившиеся летом и осенью 1865 г., носили чисто военный характер. Основным сооружением была новая крепость, строить которую начали сразу же. Расположилась она на возвышенности против бывших ворот Коймас (к этому моменту уже снесённых). Она имела форму неправильного шестиугольника, обнесённого высоким земляным валом с развитыми угловыми бастионами. В отдельных местах, по верху вала проходила кирпичная стенка с вертикальными бойницами для ружейного огня.

Несколько позже постройки военного назначения стали появляться за пределами крепости.»
(из книги Нильсена В.А. «У истоков современного градостроительства Узбекистана». Ташкент, 1988 г. Стр.36)

«С возникновения нового европейского города Ташкента в его распланировке и характере застройки отмечался сословный, имущественный принцип. Организационный комитет все участки земли, отводимые под застройку, разбил на три разряда с платой в 30, 20 и 10 рублей.

К первому разряду были отнесены участки, расположенные в кварталах, примыкающих к упомянутому шоссе (это шоссе проходило с севера на юг вдоль арыка Анхор (ул. Черняевская)) и центральным площадям; ко второму – участки, лежащие на границах города и на месте бывшей цитадели; к третьему – были отнесены места, отведённые под слободки для нижних чинов.»
(из книги Нильсена В.А. «У истоков современного градостроительства Узбекистана». Ташкент, 1988 г. Стр.39)

«Все улицы были прямыми; по сторонам проезжей части проложили арыки и посажены деревья, вдоль домов – оставлены широкие полосы тротуаров. И всё же, очевидцы первых лет существования города отмечают его неблагоустроенность, отсутствие мостовых и тротуаров. Это приводило летом к обилию пыли (несмотря на поливку из арыков), зимой – к непролазной грязи.

Шоссировать дороги или устраивать булыжные мостовые и выложенные жжёным кирпичом тротуары, ставшие потом столь характерными для новых среднеазиатских городов, в основном начали в восьмидесятых годах.»
(из книги Нильсена В.А. «У истоков современного градостроительства Узбекистана». Ташкент, 1988 г. Стр.40)

План развития Ташкента. 1870 год. Проект А.В. Макарова.
А – Часть квартала предназначается для казённых построек; Б-В – Кварталы для предполагаемого гостиного двора. В центре – Константиновская площадь (ныне – площадь Амира Тимура – прим. авт.).
[smg id=312434]

Госбанк (построен после 1895 г. В.С. Гейнцельманом) был одним из наиболее выразительных, окружающих сквер, зданием.
[smg id=309119]

полянка

Генерал-губернатор Туркестана – Константин Петрович фон-Кауфман.

«Константин Петрович фон-Кауфман – (19 февраля [3 марта] 1818, Демблин –4 [16] мая 1882, Ташкент) – русский военный деятель, инженер-генерал (1874), генерал-адъютант (1864), руководивший завоеванием и преобразованием регионов Центральной Азии. В 1865–1867 генерал-губернатор Северо-Западного края, где ввёл запрет на литовскую латиницу. С 1867 – генерал-губернатор Туркестана, командующий войсками Туркестанского военного округа. За эти годы к Российской империи было присоединено Кокандское ханство, а над ханствами Хивинским и Бухарским был установлен российский протекторат.

Константин Петрович фон-Кауфман.
[smg id=312251]

Представитель русской ветви австрийского рода Кауфманов, сын генерала Петра Фёдоровича. Константин Кауфман окончил Инженерное училище. С 1844 служил с отличием на Кавказе.

В июле 1867 получил назначение на должность Командующего войсками Туркестанского военного округа, где деятельность его, кроме многократных поражений, нанесённых бухарцам, хивинцам и кокандцам, ознаменовалась взятием Самарканда (1868) и покорением Хивы (1873). За содеяное награждён орденом Святого Георгия 2-й степени и в 1874 произведён в инженер-генералы.

В 1875 завоевал Кокандское ханство, из которого была образована Ферганская область.

В Туркестанском генерал-губернаторстве в городе Ташкенте создал Городскую думу и организации Публичной библиотеки (сейчас — Национальная библиотека Узбекистана имени Алишера Навои – прим. авт.).

Был женат на дочери адмирала М. Б. Берха Юлии Морицовне, у них был сын Михаил и дочь Елена, которая вышла замуж за Петра Алексеевича Xаритонова.

По семейному преданию, писатель Всеволод Иванов происходил от внебрачного сына генерала Кауфмана.

полянка

Продолжение.

Сквер им. Кауфмана.

Умер Кауфман 4 (17) мая 1882 года. Был похоронен на площади Ташкента, которая впоследствии стала называться Сквером имени Кауфмана (в советское время этот сквер назывался Сквер Революции; сейчас он называется Сквером Амира Темура – прим. авт.). Впоследствии после постройки в Ташкенте Военного собора (Спасо-Преображенского– прим. авт.) в 1889, в седьмую годовщину смерти, останки Кауфмана были перезахоронены в правом Приделе южной стены Собора.».
(Текст взят из статьи «Кауфман, Константин Петрович» – Википедия)

Кауфманский проспект в Ташкенте. Фотография начала ХХ века (с открытки).
[smg id=309183]


Памятник К. П. Кауфману в Ташкенте (1913) (фотография взята из статьи «Кауфман, Константин Петрович» – Википедия).
[smg id=312252]

«Первое имя Сквер получил двойное — Константиновский или Кауфманский. Могила почитаемого генерал-губернатора оказалась в одной из аллей. На народные деньги было сооружено надгробье в виде пирамиды ядер, трёх сведённых жерлами вверх пушек, увенчанных ажурным крестом на стилизованном полумесяце.

В 1889 г., в седьмую годовщину смерти Кауфмана, его прах с почестями перенесли в новый военный Спасо-Преображенский собор и захоронили в правом приделе. После революции собор будет разрушен, могила утрачена.».
(взято с сайта – «Письма о Ташкенте» (mytashkent.uz))

полянка

Ташкентский детский приют им. Кауфмана.

Кауфман выделялся среди всех других губернаторов, пользовался большим уважением, и поэтому его именем назвали детский приют.

В здании бывшего Ташкентского детского приюта им. Кауфмана в настоящее время находится Институт энергетики и автоматики Академии наук Республики Узбекистан. Когда смотришь на здание, сразу бросается в глаза то, что оба торца здания находятся ниже уровня земли, т.е. по краям здание построено как бы в яме и поэтому внизу, на уровне цокольного этажа на кирпичах заметны следы потёков. Наверно во время сильных ливневых дождей в таком здании возможны подтопления. В целом, на мой взгляд, здание построено неудачно.

Историческая справка:

«Сыр-Дарьинское Областное Попечительство детских приютов Ведомства учреждений ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ принимало в 1914 г. отчеты двух Ташкентских приютов, которые находились в центре города в собственных домах, крытых железом. Александровский детский приют находился на Гоголевском бульваре против Ремесленного училища. Приют имени Генерал-Адъютанта К.П.фон Кауфмана 1-го открыт в 1878 г. и располагался на участке земли от угла Хивинской улицы до ворот по Пушкинской ул. №3.
Кроме приютов в ведении Попечительства состояли комитеты для сбора пожертвований в русских и туземных селениях области.».
(dasturxon.com)

Начало строительства нового здания.
«С июня 1912 г. началась переписка о планировании строительства нового здания приюта на 100 человек у с. Никольского.
Закладка здания проведена 22 сентября 1913 г. Проект разработали инженеры В.С.Гейцельман и Н.Н. Ботвинкин. Площадь здания 571,40 квадр. сажен и подвала 116,40 квадр.сажен, всего 687,8 квадр. сажен. планировалось на 36 взрослых, 28 ходунов, 15 грудных всего 79 чел.

Расчет площадей по проекту:
отделение для грудных – спальня 24 грудных и 13 нянек
отделение для ходунов – 36 мест и 2 няньки
отделение для взрослых – спальня – 40 человек и 1 надзиратель
классы на 30 и 20 человек, класс для рукоделия, столовая, кухня, административные
помещения, вестибюль, комната смотрительницы с приемной; 2 учителя словесных
предметов, учительница рукоделия, швея, фельдшерица. ».
(dasturxon.com)


«Строительство нового обширного здания приюта начато у селения Никольское со второй половины 1913 г, но задержалось до весны 1915 г. Постройка здания под руководством производителя инженера А.Бурмейстера завершена в сентябре 1915 г. и принята по акту строительной комиссией 2 октября 1915 г.»

С этого времени здание занято приютом.

«Председателю Попечительства детских приютов
От Председательствующего строительной комиссии
Ташкентского Кауфманского детского приюта. 13.12.1916 г. №779

Постройка здания Кауфманского детского приюта окончена.
По проектам и сметам, составленным в сентябре 1913 г., предполагалось построить здание на сумму 158701 р. 22 к. Несмотря на то, что строительство шло в самое тяжёлое военное время, цены на все строительные материалы и рабочие силы возросли вдвое и втрое, такое красивое здание из жжёного кирпича – гордость Попечительства, детище Александра Семеновича Галкина обошлось лишь в 125135р.40 к., из которых осталось разного материала на 2276 р.3 к., ведомость которому прилагается. Заблаговременно заготавливали лесные материалы на корню, жжёный кирпич, гальку, песок, известь и прочее в удобное время по дешёвым ценам.
Таким образом, комиссия сделала экономию Попечительству в сумме 33565 р.82 к. Это следствие забот членов строительной комиссии. Гейцельман составлял проекты – чертежи и планы, проверял сметы и следил за точным их выполнением. Труд свой все члены строительной комиссии выполняли безвозмездно.
Прошу ходатайствовать о представлении означенных лиц к соответствующей награде.».
(dasturxon.com)

полянка

Фотографии Института энергетики и автоматики
Академии наук Республики Узбекистан

(бывший Ташкентский детский приют им. Кауфмана) сделанные в июле 2013 года (А 2 октября 2015 г. зданию исполнилось 100 лет...).
[smg id=312254]
[smg id=312255]
[smg id=312256]

Окно (по центру заметна вертикальная трещина – видимо это след от землетрясения).
[smg id=312257]
[smg id=312258]

Главный вход.
[smg id=312253]

полянка

Дворец великого князя Николая Константиновича Романова в Ташкенте.

«Вторым после Спасо-Преображенского собора наиболее примечательным зданием города был особняк опального великого князя Николая Константиновича. Это было небольшое здание, значительно меньшее по размерам многочисленных петербургских дворцов, принадлежавших царской семье, царским родственникам. Оно было меньше многих особняков купцов и царских чиновников.

В основной части здание имело один этаж, но поднято на высоком цоколе, в котором есть небольшие сводчатые помещения складского назначения. Хозяйственные помещения и комнаты для прислуги находились в двух одноэтажных сырцовых флигелях, располагавшихся по углам усадьбы и фланкировавших входные ворота со стороны Соборной улицы.

Весь комплекс построек был воздвигнут в 1889 – 1890 г.г. по проекту А.Л. Бенуа и под руководством В.С. Гейнцельмана, и несёт все стилистические и качественные признаки, присущие этим мастерам.

Дворец располагался в глубине участка, за кованной металлической решёткой и большим цветником. К центральному двухэтажному объёму, увенчанному куполом с высоким флагштоком, подводил пологий пандус.

Небольшие размеры здания, расположение его в зелёном тенистом парке и вызвали его архитектурное решение в несколько романтическом духе, с использованием форм романо-византийского характера. Всё это, а также своеобразная композиция способствовали созданию образа охотничьего загородного особняка. Этому способствовало также включение в архитектуру дворца декоративной скульптуры – охотничьих собак, благородных оленей и вкомпанованных в овальные медальоны на фасадных стенах боковых флигелей голов породистых коней.».
(из книги Нильсена В.А. «У истоков современного градостроительства Узбекистана». Ташкент, 1988 г. Стр.54)

Дворец великого князя Николая Константиновича Романова (Это здание до сих пор существует и находится недалеко от главной площади Ташкента – Площади Независимости. В советское время в нём располагался Республиканский Дом пионеров, а в настоящее время – дом международных приёмов МИДа Узбекистана).

Фотография начала ХХ века (с открытки).
[smg id=312437]

Современный вид (март 2015 г.).
[smg id=312432]
[smg id=312433]

полянка

#24
Великий князь Николай Константинович Романов.

«Великий князь Николай Константинович (2 [14] февраля 1850, Санкт-Петербург —14 [27] января 1918, Ташкент) — первый ребёнок великого князя Константина Николаевича, младшего брата российского императора Александра II. Внук Николая I, двоюродный брат Александра III.

Великий князь Константин Николаевич Романов с сыном Николаем.
[smg id=312259]

Окончил Академию Генерального штаба, в которую он поступил по собственной инициативе в 1868 году, став первым из Романовых, окончившим высшее учебное заведение, причём в числе лучших выпускников — с серебряной медалью. После завершения учёбы он путешествовал за границей, где начал собирать свою коллекцию западноевропейской живописи.

1867 год. Николай Константинович в кругу родных.
Стоит позади всех, слегка наклонившись, Николай Константинович.
Слева направо сидят сестра Ольга и её жених Георг Греческий, мать — Александра Иосифовна.
Нижний ряд: Великие князья Константин Константинович, Вячеслав Константинович и Дмитрий Константинович — младшие братья Николая Константиновича.
[smg id=312261]

По возвращении из Средней Азии, которой Николай Константинович был очарован, его всерьёз заинтересовала ориенталистика. Он начал принимать участие в работе Императорского Русского географического общества: там, среди учёных вызревала идея Амударьинской экспедиции. Её целью было максимально изучить только что завоёванный Россией край и подвергнуть детальному научному анализу его потенциал. Подобные планы взбудоражили, захватили блестящего флигель-адъютанта Государя. В Географическом обществе были, разумеется, рады августейшему вниманию. Николая Константиновича избрали почётным членом ИРГО и назначили начальником экспедиции.».
(Текст и фотографии взяты из статьи «Николай Константинович» – Википедия)

полянка

Причина высылки Константина Николаевича из столицы России.

«В апреле 1874 года его мать — Александра Иосифовна — обнаружила в Мраморном дворце пропажу трёх бриллиантов с оклада одной из икон, которой император Николай I благословил её брак. Великий князь Константин Николаевич вызвал полицию, и вскоре бриллианты были найдены в одном из ломбардов Санкт-Петербурга.

Поиски привели к человеку, отнёсшему бриллианты в ломбард — адъютанту великого князя Е. П. Варнаховскому, мнение о виновности которого сохранилось и позже. На допросе 15 апреля он категорически отрицал причастность к краже и говорил, что лишь отнёс в ломбард камни, переданные ему Великим князем Николаем Константиновичем.

Николай, присутствовавший на допросе, поклялся на Библии, что не виновен, — чем, как говорили, усугубил свой грех. Отцу же он сказал, что готов, выручая своего товарища Варнаховского, взять вину на себя. Император Александр II, взявший дело под личный контроль, подключил к расследованию шефа корпуса жандармов графа П. А. Шувалова. Шувалов три часа допрашивал в Мраморном дворце арестованного Николая Константиновича в присутствии отца, который позднее в своём дневнике писал: «Никакого раскаяния, никакого сознания, кроме, когда уже отрицание невозможно, и то пришлось вытаскивать жилу за жилой. Ожесточение и ни одной слезы. Заклинали всем, что у него осталось святым, облегчить предстоящую ему участь чистосердечным раскаянием и сознанием! Ничего не помогло!» В конечном итоге пришли к выводу, что бриллианты были похищены Николаем Константиновичем, а вырученные деньги должны были пойти на подарки любовнице князя — американской танцовщице Фанни Лир. На семейном совете — общем собрании членов монаршей семьи — после долгих дебатов (как варианты предлагались: отдать в солдаты, предать публичному суду и сослать на каторгу) было принято решение, наносившее минимальный вред престижу царской семьи. Решено было признать великого князя Николая душевнобольным, а затем он по указу императора навсегда высылался из столицы империи. Фанни Лир была выдворена из России с запрещением когда-либо сюда возвращаться. С Великим князем она больше никогда не встречалась.

Николаю Константиновичу было объявлено фактически два приговора. Первый — для публики — состоял в признании его безумным. Из чего следовало, что отныне и навсегда он будет находиться под стражей, на принудительном лечении, в полной изоляции. Смысл второго приговора — семейного — состоял в том, что в бумагах, касающихся Императорского Дома, запрещалось упоминать его имя, а принадлежавшее ему наследство передавалось младшим братьям. Он также лишался всех званий и наград и вычёркивался из списков полка. Он высылался из Петербурга навечно и был обязан жить под арестом в том месте, где ему будет указано.».
(«Николай Константинович» – Википедия)

полянка

Великий князь Николай Константинович Романов в Ташкенте.

«Увезён из Петербурга осенью 1874 года. До приезда в Ташкент летом 1881 года, то есть за неполных 7 лет, сменил по меньшей мере 10 мест жительства. Ему нигде не давали приобрести хоть какой-нибудь дом и обзавестись связями. Местами ссылки были: Владимирская губерния, Умань, местечко Тиврово близ Винницы.

Николай Константинович Романов.
[smg id=312262]

В Оренбурге князь совершал экстраординарные поступки. Так, зимой 1878 года он обвенчался с дочерью городского полицмейстера Надеждой Александровной Дрейер. Венчание было тайным, но распространились слухи, и в Петербург был отправлен доклад. В итоге специальным указом Синода брак был расторгнут, а семейству Дрейер было приказано покинуть город (что не было исполнено). Александр III дозволил узаконить морганатический брак, правда, при этом молодым было предписано отправляться в Туркестанский край, в Ташкент.

Великий князь Николай Константинович с женой Надеждой Александровной (в дев. Дрейер) в Ташкенте (фотография взята из статьи «Николай Константинович – Википедия»).
[smg id=312260]

В Туркестане великий князь жил сначала под именем полковника Волынского. Позже он стал называть себя Искандером. Эту фамилию (в дальнейшем, Высочайше узаконенную) носят его потомки — князья Искандеры. Впоследствии (в 1894 или 1895 году) он женился ещё на одной даме — на Дарье Часовитиновой — 15-летней дочери ташкентского жителя, принадлежащего к казацкому сословию. От этого союза у него было несколько детей. При этом он мог появиться в обществе одновременно с двумя своими жёнами.

От Надежды Александровны у великого князя было двое сыновей: Артемий и Александр. Сама Надежда Александровна под именем «княгини Искандер» неоднократно посещала Санкт-Петербург, стараясь наладить связи с романовской роднёй. Возможно она не вполне в этом преуспела, но их обоих детей взяли учиться в Санкт-Петербурге в привилегированный Пажеский корпус.

Будучи натурой противоречивой, был способен и на вполне благородные поступки. Получив от императора 300 тысяч рублей на постройку дворца, он пустил эти деньги на постройку в Ташкенте театра. А роскошный дворец для своего проживания, построенный в центре Ташкента, и сейчас является одной из самых заметных достопримечательностей Ташкента — ныне это дом международных приёмов МИДа Узбекистана.

Известно, что Николай Константинович учредил десять стипендий для выходцев из Туркестана, которые не имели возможности оплатить учёбу в главных учебных заведениях России.».
(Текст и фотографии взяты из статьи «Николай Константинович» – Википедия)

полянка

Продолжение.

«Великий князь занимался предпринимательством, был владельцем ряда предприятий в Ташкенте: завёл мыловаренный завод, фотографические мастерские, бильярдные, продажу кваса, переработку риса, мыловаренные и хлопковые мануфактуры, регистрируя, во избежание родственного гнева, все организуемые предприятия как принадлежащие жене. На деньги, получаемые от предпринимательской деятельности, им был построен первый в Ташкенте кинотеатр (тоже как «бизнес-проект») — «Хива», на собственные деньги он занимался и прокладкой оросительных каналов в Голодной степи.

Доходы от предпринимательства составляли внушительную сумму — до полутора миллионов рублей в год. Для сравнения: из Петербурга князю присылали на содержание в год 200 тысяч рублей.

Николай Константинович оказался превосходным предпринимателем. Он одним из первых обратился к наиболее доходной тогда области промышленности в Туркестанском крае — строительству и эксплуатации хлопкоочистительных заводов. При этом он использовал самые передовые технические идеи своего времени — на его заводах использовался безотходный технологический цикл — семена хлопчатника, остававшиеся после переработки сырца в волокно, употреблялись в качестве сырья на маслобойнях, а жмых шёл как на удобрения, так и на корм скоту.

Уже своими первыми ирригационными работами он снискал большую популярность у населения. Первая из них — выведение из Чирчика по правобережью реки канала, названного им Искандер-арыком.

Тогда на этих землях находилось лишь несколько домов бедных дехкан, выселившихся из Газалкента. После проведения Искандер-арыка тут заложили «великокняжеское» селение Искандер. В стороне от посёлка великий князь разбил большой сад. Во время связанных со строительством на Искандер-арыке работ Николай Константинович произвёл археологическое вскрытие расположенного у русла канала кургана, из которого извлекли оружие и другие предметы.

В 1886 году великий князь приступил к «выводу» сырдарьинской воды, желая во что бы то ни стало оросить хотя бы часть Голодной степи между Ташкентом и Джизаком, затратив много энергии и личных средств. Работы, связанные с проведением канала, обошлись князю свыше миллиона рублей. На прибрежной скале около реки, у головного сооружения близ Бекабада, была высечена крупных размеров буква «Н», увенчанная короной.».

Канал в Голодной степи, построенный на средства Николая Константиновича.
[smg id=312267]

Общий вид головного сооружения оросительного Романовского канала в Голодной степи.
[smg id=312268]

(Текст и фотографии взяты из статьи «Николай Константинович» – Википедия)

полянка

Продолжение.

«На орошённых землях поднялись 12 больших русских посёлков. Николай Константинович писал: «Моё желание — оживить пустыни Средней Азии и облегчить правительству возможность их заселения русскими людьми всех сословий». К 1913 году там выросло уже 119 русских селений.

Но любимейшей идеей великого князя был проект восстановления «старого тока» Амударьи в Каспий. Ещё в 1879 году в Самаре он организовал общество для изучения среднеазиатских путей, ставившее своей целью выбор направления туркестанской железной дороги и исследования поворота Амударьи в Узбой. В марте 1879 года Николай Константинович опубликовал брошюру под названием «Аму и Узбой» (книга вышла без указания имени автора). В ней автор, опираясь на свидетельства источников — произведения античных и средневековых писателей, — доказывал, что река неоднократно меняла своё направление «исключительно по воле человека». Но правительство не поддержало почин князя — оно само занялось разработкой проекта разворота реки.

В брошюре «Аму и Узбой» великий князь писал: «Россия в течение последних 25 лет овладела большей частью Средней Азии, но некогда цветущий Туркестан достался русским в состоянии упадка. Он наделён от природы всеми благоприятными условиями для быстрого развития своих богатых производственных сил. Расширив оросительную сеть, раздвинув пределы оазисов, Туркестан можно сделать одной из лучших русских областей». План по «повороту Амударьи», вероятно, вполне справедливо, также был сочтён нецелесообразным. Но сама экспедиция, проделавшая более чем тысячекилометровый путь по совершенно не исследованным местам, принесла материал исключительной ценности. Это было отмечено и научными кругами, и даже начальством в Петербурге, наградившим всех участников, за исключением великого князя.

В Средней Азии всегда высоко ценились работы, связанные с орошением, особенно новых земель, не использовавшихся до того под земледельческие культуры. Поэтому упомянутые ирригационные мероприятия Николая Константиновича, самые крупные для своего времени и к тому же осуществившиеся не в принудительном порядке, а с оплатой труда всех участников, способствовали быстрому распространению среди местного населения популярности великого князя. Он проложил на свои средства 100-километровый оросительный канал, ожививший 40 тысяч десятин земель.

Вскоре после Октябрьской революции и установления в Туркестане советской власти 27 января (14.01 по старому стилю) 1918 года Николай Константинович Романов скончался на даче под Ташкентом от воспаления лёгких. Похоронен в Ташкенте у ограды собора, находившегося через дорогу от его дворца.».
(«Николай Константинович» – Википедия)

полянка

Коллекция великого князя Николая Константиновича Романова в Ташкенте.

«Коллекция картин европейской и русской живописи, собранная Великим князем и привезённая им из Санкт-Петербурга, явилась основой для создания в 1919 году музея искусств в Ташкенте, имеющего одну из самых богатых коллекций картин европейской живописи среди художественных музеев Средней Азии.

Во время своего второго путешествия в Европу Николай Константинович и Фанни Лир побывали в Риме на вилле Боргезе. Здесь он залюбовался знаменитой скульптурой Антонио Кановы, изображавшей Полину Боргезе, младшую сестру Наполеона I, в виде обнажённой красавицы, лежащей на мраморном ложе в виде Венеры-победительницы с яблоком в левой руке. Николай Константинович тут же заказал скульптору Томмазо Солари (Tommaso Solari, 1820—1889) изготовление практически точной копии скульптуры, только вместо Полины Боргезе на мраморном ложе должна была лежать его возлюбленная — Фанни Лир.

Фанни Лир в виде Венеры с яблоком. Скульптура «Венера с яблоком» из коллекции Ташкентского музея искусств.
[smg id=312269]

Фанни Лир в виде Венеры с яблоком, скульптор Томазо Солари. Из коллекции Юсуповского дворца в Санкт-Петербурге — уменьшенная копия скульптуры из Ташкентского музея искусств.
[smg id=312270]

В своих мемуарах мисс Лир вспоминала то неприятное впечатление, которое у неё вызывала накладываемая на её лицо гипсовая маска, с помощью которой скульптор впоследствии воспроизвёл в мраморе черты её лица. Скульптор их заверил, что по окончании работы скульптура будет отправлена в Петербург. Своё обещание он сдержал.
Спустя много лет, когда великий князь уже находился в ташкентском изгнании, его мать, Александра Иосифовна, сделала ему подарок. Во время прогулки в парке, она наткнулась на мраморную скульптуру полуобнажённой женщины с яблоком в руке. Она узнала в этой женщине Фанни Лир — возлюбленную своего старшего сына. И вскоре скульптуру, упакованную в деревянный ящик, отправили в Ташкент Николаю Константиновичу. Позднее эта мраморная скульптура стала одним из украшений Ташкентского музея изобразительных искусств.».
(Текст и фотографии взяты из статьи «Николай Константинович» – Википедии)

Похожие темы (5)