История и география кактусов и суккулентов.

Автор Sabrina, 27 февраля 2008, 10:49:51

« назад - далее »

0 Пользователи и 1 гость просматривают эту тему.

Sabrina

История и география кактусов и суккулентов.



Первые мореплаватели, оказавшиеся в Америке, обратили внимание на необычные растения с колючками и привезли особенно эффектные экземпляры на родину. Так кактусы начали свое путешествие по миру. Сейчас предполагают, что даже на острова Мадагаскар, Шри-Ланка и в Африку кактусовые были завезены человеком, а их родина - американский континент.

Уже в Средние века европейцы увлекались собиранием экзотических растений, а для некоторых это стало даже большим, чем просто хобби. Одним из самых известных людей, всерьез занимавшихся составлением флористических коллекций, был аптекарь Морган, живший в Лондоне во второй половине XVI века.

Возможно, вы слышали о представителе мира суккулентов под названием очиток Моргана? Он назван по имени этого аптекаря, а вовсе не связан с персонажем кельтской мифологии - сестрой короля Артура Морганой. В коллекцию Моргана входили различные кактусы, в том числе наиболее распространенные в те времена в Европе миело-кактус, цереус и опунция.

Об опунции стоит рассказать отдельно: этот кактус особенно "отличился", попав на национальный герб Мексики. Существует даже легенда о том, что древние ацтеки увидели на берегу озера Тескоко опунцию, на которой сидел орел, разрывающий змею. Люди решили, что видят хорошее предзнаменование, и основали на этом месте город. Сначала он даже назывался в честь опунции - Теночтитлан ("место священной опунции"), а позже здесь же появился город Мехико.

Отдельные суккуленты настолько экзотичны по своему виду, что получили в народе весьма образные названия. Приведем для примера самые известные из них. Все знают, что алоэ называют столетником, но точно так же именуют еще и агаву Кроме того, оба этих растения получили прозвище "доктор" за их лекарственные свойства. Народное название алоэ пестрого - сорочий (или соколиный) хвост.

Любой суккулент древовидной формы с многочисленными округлыми листьями нередко называют "обезьянье дерево", "денежное дерево", "монетное дерево", "дерево любви", "дерево счастья" и т. д. Интересно почему? С адромисхусом, котиледоном волнистым все понятно - при взгляде на них возникает стойкая ассоциация с пельменями, поэтому их прозвали "пельменное" или "варе-ничное дерево". А как выглядит "дерево счастья"? Вероятно, к появлению этого и других названий вроде "монетного" или "обезьяньего дерева" имеют отношение народные легенды или сказки.

Молочай Миля называют "терновый венец" и "кровь Христа". Молодило, эхеверию, а зачастую и другие розеточные растения с плотными листьями с белым налетом часто именуют каменными розами. Другая "роза" среди суккулентов - анакампсерос, это растение в народе прозвали "розочка любви".

Традесканция силламон-тана - это "кошачье ушко", меньше повезло ее родственнице - традесканции ладьевидной,ее обозвали бабьими сплетнями. "Тещин язык" - это сансевиерия трехполосая, она же "щучий хвост", Кто "курицей с цыплятами", а кто и "кладбищенским растением" называет семпервивум. Стапелию, гуэрнию и орбею -любую из этого трио - прозывают мертвяком, гнилым цветком, а то и вонючкой. Это еще не все: есть и "живые камни" - все растения семейства Mesembryan-themaceae. Крестовник Роули и толстянку Нила называют "бусы" или "бисерное растение", а молочай тирукалли - "бесстыдница".

В Россию кактусы привёз из Европы Петр I в начале 18 века. А через столетие, коллекция Санкт-Петербургского Ботанического сада насчитывала уже больше 1000 видов. В 1714 году для выращивания лекарственных трав в Санкт-Петербурге был учреждён "Аптекарский огород". В 30-х годах XVIII века здесь выращивалось несколько видов опунций и цереусов. Уже в 1755 году был издан приказ Медицинской канцелярии о продаже лишних растений с огорода. В 1823 г. Аптекарский огород был переименован в Императорский ботанический сад. 1026 видов кактусов насчитывалось в ботаническом саду к 1889 году.

Самые первые любители кактусов в Москве были любителями аквариумов и комнатных растений. Первая выставка кактусов прошла в Москве на Зубовском бульваре в доме К.К.Гиппиуса в 1907 году.

Сад из суккулентов обычно выглядит очень экстравагантно.
Не менее образны названия, которые отдельные суккуленты получили в народе.

по материалам:http://www.dom-klumba.ru/sukkulent/history/
фото:http://www.flowers.bitrix.ru/cactusclub/gallery/detail.php?GID=151&PAGEN_1=1

Ky!

#1
А некоторые кактусы стали настоящим бедствием...

В январе 1788 года на юго-востоке Австралии, где вскоре возник поселок Порт Джексон, а позднее вырос город Сидней, причалил английский корабль. Прибывшие колонисты привезли с собой опунцию. Это экзотическое растение многим понравилось.

Кактусу очень понравился австралийский климат. Попавший из комнатных горшков в открытый грунт, он почувствовал себя как на родине в Южной Америке и стал быстро разрастаться.  Из-за грушевидной формы в быту его стали называть «колючей грушей».

Опунция понравилась фермерам животноводческих районов. Разросшийся кактус становился прекрасной колючей изгородью, защищавшей пастбища и угодья от вторжения диких животных.

Но к середине XIX века радость фермеров сменилась беспокойством: кактус быстро стал
занимать их поля и пастбища. Уже в 1879 году пришлось начать борьбу с кактусом. Его затаптывали, жгли, срезали, а он разрастался все больше и больше. Теперь не только Новый Южный Уэльс, но и соседние штаты — Виктория и Квинсленд — были «оккупированы» этим кактусом. К началу XX века он завоевал около четырех миллионов гектаров!

В штате Квинсленд организовали опытную станцию по изучению способов борьбы с опунцией. Была снаряжена экспедиция в Южную Америку. Из Уругвая и Аргентины в Австралию доставили для опытов несколько насекомых — врагов кактусов. В результате ученые пришли к выводу, что гусеница бабочки огневки  является самым серьезным врагом кактуса.

1925 год стал переломным в этой истории. Из Южной Америки пришла посылка, в которой находилось около трех тысяч яиц огневки. Их поместили в лабораторию, и вскоре из них появились гусеницы. К осени гусеницы превратились в бабочек.

Эта невзрачная бабочка (размах крыльев всего 2—3 сантиметра) живет несколько дней и может снести от 70 до 100 яиц. В сентябре лаборатория имела уже более ста тысяч яиц, а второе поколение дало два с половиной миллиона яиц.

В 1926—1927 годах на пораженной кактусом площади было размещено около десяти миллионов яиц огневки. Когда из яиц, которые бабочка откладывает на шипы кактуса, вырастают гусеницы, они прогрызают кожуру растения и уничтожают всю мякоть вплоть до корней.

Через год с небольшим огромное количество кактуса погибло. К 1940 году от колоссальной площади в 260 тысяч квадратных километров, пораженных кактусом, остался небольшой островок размером в несколько сот квадратных километров.
Так вредитель — бабочка огневка, или, как ее называют, «кактусовая моль» (по-латыни кактобластис какторум), стала сильным оружием в борьбе с кактусами.

Австралийцы решили в благодарность кактобластису построить мемориал в Квинсленде.

Источник: http://zukkulent.narod.ru/op_in_au.htm

Похожие темы (5)